Севастопольский экономико-гуманитарный институт

(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского"

Патриотический проект «35 шагов к Победе» (день двадцать шестой)
Весна 1944 года. Освобождение Крыма и Севастополя.
Хроника событий 3 мая 1944 года

    3 мая 1944 года. Одна из особенностей штурма Севастополя – большое количество инженерных задач, которые в ходе его подготовки и проведения предстояло решить войскам фронта. Это объясняется тем, что частям приходилось действовать в горно-лесистой местности, необходимостью форсировать реки и Северную бухту и большой плотностью инженерных заграждений.

    Инженерные части фронта в своем составе имели 5 инженерно-саперных бригад, несколько отдельных батальонов, армейские и дивизионные саперные части.

    7-й инженерно-саперной бригадой командовал полковник Петр Харитонович Бесценный; 43-й бригадой спецназначения – полковник Иван Порфирьевич Корявко, награжденный орденом Богдана Хмельницкого за бои под Севастополем; 12-й инженерно-штурмовой бригадой – полковник Петр Георгиевич Павлов (Панчевский) – чех по национальности, ставший впоследствии министром обороны Народной Республики Болгария.

    В период подготовки к боям инженерно-саперные части вели разведку переднего края противника специально созданными группами разведки, штурмовыми саперными группами и группами разграждения. Проделывали проходы в заграждениях противника, особенно на главном направлении в районе Сапун-горы, для пропуска пехоты и танков. К 5 мая таких проходов по фронту было сделано 231. Ремонтировали и разминировали дороги, подходы и подъезды к ним, производили сплошное разминирование освобожденной территории – было снято 50 минных полей, более 7500 мин и подготовлены обращения к войскам и гражданскому населению в связи с минной опасностью. Строили мосты и переправы – сначала легкие, для пехоты, а затем усиливали их под погрузку 16-30 тонн для прохода тяжелой техники.

    7-я саперная бригада наводила переправы через реку Черная, сначала оборудуя броды, затем, используя опоры старых мостов, восстанавливала их, строила новые. То же самое делала 43-я бригада спецназначения на реках Кача и Бельбек. Всего было построено 26 мостов под погрузку от 5 до 30 тонн, оборудовано 56 бродов на реках Альма, Булганак, Кача, Бельбек, Черная.

    Сапер 216-й стрелковой дивизии Максим Карцев, отлично выполнив задачу по устройству переходов для танков через противотанковые рвы, был награжден орденом Красной Звезды. В письме командира отделения жене Карцева, Анне Андреевне, было сказано: «Своей доблестью и мужеством он служит примером для моего подразделения. Максим Гаврилович прошел славный боевой путь, не зная усталости и трудностей. Восхищаюсь отвагой его и рад сообщить Вам об этом. Уверен, что наша победа близка и настанет счастливый день Вашей встречи».

    О такой же встрече мечтал и Яков Горин – полковник, воевавший с 1940 года и не знавший ничего о своем сыне Радии, который ушел на фронт в 1943 году в 18 лет, после освобождения от оккупации села Благодатное.

    Отец и сын не виделись 4 года. В первом письме Яков Семенович писал сыну: «Ты за это время стал воином, я, пожалуй, и не узнал бы тебя. Хорошо, что хоть снимок твой мне переслали. Нужно нам с тобой наладить переписку и не терять ее». А вот письмо сына к отцу: «Вот сейчас, когда пишу это письмо, узнал, что мне присвоено звание младшего сержанта. Не завтра-послезавтра пойдем добивать фрицев. Как хочется тебя увидеть!».

    Но этой встрече не суждено было состояться. 3 мая 1944 года младший сержант Радий Горин, автоматчик 24-й гвардейской стрелковой дивизии, прикрывая огнем действия инженерной разведки в районе Мекензиевых гор, был убит. Вместо долгожданного письма отцу пришло извещение о гибели сына, в народе называвшееся проще и страшнее – «похоронка».

    *Справка: Материалы предоставлены ФГБУК «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник».

Администрация

03.05.2020г.